Гениями рождаются или становятся?

Гениями рождаются или становятся?

Гении – люди, которые в своих творческих поисках выходят за границу познанного человечеством, создают новое.

Как вырастить гения? Как представить себе этот идеальный процесс?

Это возможно?

Чтобы понять это, необходимо начать с таких понятий как «задатки», «способности», «одарённость», «талант» и разобрать само понятие «гениальность».

Задатки.

Зачатки способностей, качеств человека. (Толковый словарь Ожегова).

Врожденные анатомо-физиологические особенности организма, его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность самого человека и соответствующие общественные условия.  (Энциклопедия социологии).

Способности.

Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. (Психологический словарь).

Индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. Способности определяют успешность выполнения той или иной деятельности. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)).

Одарённость.

Высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. (Большая советская энциклопедия).

Уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; талантливость. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)).

Умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. Наличие задатков к развитию способностей. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)).

Талант.

Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. (Большой энциклопедический словарь).

Выдающиеся природные способности, большое дарование. (Исторический словарь галлицизмов русского языка).

Талант– высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке – в 35 – 40 лет, в поэзии – в 24 – 30. (Психологический словарь).

Гениальность.

Высшие природные способности, дающие возможность творить что либо, выходящее из ряда обыкновенного. (Большой энциклопедический словарь).

Высшая степень одаренности, проявляющаяся в максимальной творческой продуктивности, имеющей для социальной жизни исключительное историческое значение. (Большая медицинская энциклопедия).

Наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.  (Иллюстрированный энциклопедический словарь).

Человечеству нужны гении – они развивают общество. Но гением стать сложно, даже если есть генетические предрасположенности. Гений на уровне потенциала может не раскрыть себя. Сам процесс раскрытия потенциала, развития, может быть не оптимальным.

И пока не возможно на уровне генетики оценивать потенциал каждого ребёнка, чтобы знать кому уделять внимание, чтобы взрастить гения. Так может быть, это и не нужно?

Ведь генетический потенциал, закладываемый в момент слияния хромосом родителей, индивидуален и уникален у каждого человека. Что нужно – просто раскрыть максимально эту уникальность в процессе развития ребёнка. Это и есть путь обретения призвания.

На практике пока реализовать сложно, но представить себе этот идеальный процесс, эту стратегию, направленную на максимальное раскрытие генетического потенциала, мы можем.

Предлагаю рассмотреть образ такой стратегии в виде «Лестницы гениальности».

На нулевой ступени, при сложении генетических программ родителей, мы не знаем есть ли потенциал гения у будущего ребёнка.

Первая ступень Лестницы гениальности с которой можно постараться повлиять на заложенный генетикой потенциал в сторону развития – задатки. Имеется генетическая программа развития, в которой изначально могут быть «повреждения» и закрытия некоторых участков от считывания. В процессе вызревания плода, на развитие так же могут накладываться повреждения и отрицательные внешние воздействия. Задача на этом этапе – сохранить потенциал.

С момента рождения организм начинает реагировать на внешнюю адаптационную информацию. В процессе реакции на сенсорные раздражители, начинают развиваться уникальные особенности, заложенные генетически и активизированные сенсорно – задатки.

Задатки – это потенциал возможностей, предпосылки для развития, которые уже можно обнаружить. Со ступени, когда начинают проявляться задатки,  на раскрытие потенциала уже можно влиять.

На этой ступени роль родителей, семьи решающая. Семья – развивающая среда. Родители – первые учителя и наставники. Ребёнку всё интересно, он активен в своём познании и поглощении знаний. Модели поведения родителей копируются и запечатлевается. На этом этапе важно начать согласование имеющихся задатков с той информацией, которую ребёнок получает. Но это лишь начало, так как ребёнок впитывает всё, что ему доступно, во всём проявляет интерес. На этом начальном этапе идёт разностороннее развитие. Необходимо создать условия для этого развития. Маленький человечек начинает познавать мир – он впитывает в себя любую информацию как губка воду. И чем более разнообразная среда вокруг, тем больше информации он может впитать.

Кроме того, он с удовольствием начинает проявлять себя — проявляет активность в процессе познания и начинает играть. Что ему интересно больше всего?  Где он старается проявить себя? Какие у него задатки? Наблюдение за играми ребёнка, размышление и выводы о том, что и как он делает, что у него получается лучше всего, лучше, чем у других — поможет направить развитие в нужном направлении.

Так же есть две основные причины почему не идёт развитие дальше.

Первая причина – ребёнок медленно развивается, так как имеются ограничения по здоровью. В силу ряда причин (не сформированность мозга, болезнь, отклонения и.т.д.). Тяжело об этом говорить, но и такое бывает. При этом, особенными детьми нужно заниматься, нужно приложить больше любви, сил, внимания, времени и применять специальные методы и подходы. И только медицинское заключение может дать определённость в данном вопросе – никаких домыслов тут быть не должно.

Встречаются дети, обладающие, с одной стороны – отклонениями в поведении, здоровье или психике, а с другой — выдающимися способностями в какой-то области – феномен двойной исключительности. По подсчетам американских исследователей это 10-15% всех одаренных детей.

Вторая и самая распространённая причина – детьми не занимаются должным образом. Не благополучные семьи – яркий, крайний пример. Но, если разобраться в этой проблеме глубже, то мы поймём, что в той или иной степени многие семьи отпускают развитие ребёнка в свободное плаванье.

Родители часто заняты работой больше, чем детьми. Это понятно. Ведь на первом месте стоит забота о финансовом благополучии.  Обуть, одеть, накормить семью задача важная. И сил на что-то иное может и не остаться. Соответственно, и требования к ребёнку сводятся к тому, чтобы «учился хорошо», «был как все». И он оправдывает ожидания, родителей не тревожит – находит себе занятия и игрушки в гаджетах.

Однако, представьте, а что если ребёнку уделить время, то он получит теоретическую информацию (знания), а также практический опыт (умения, навыки) в интересном для него направлении? А что если вовремя определить задатки и произвести сочетание генетических, наследственных качеств с образованием – настроить правильно весь дальнейший путь развития ребёнка? При правильном сочетании у него могут открыться способности, и он перейдёт на вторую ступень лестницы гениальности.

К способностям человека надо относиться серьезно. На этом этапе так же велика роль родителей. Их задача — создавать возможности для развития способностей: развивающую среду и мотивацию.

Выделяются направления, которые интересны ребёнку – области интересов. Здесь начинает возрастать роль учителя, тренера, мастера, наставника. Хороший учитель, наставник может не только увидеть, но и раскрыть потенциал, не только отобрать, но и увлечь, и мотивировать.

На этом этапе человеку важно познать то, что уже известно и повторить то, что уже создано, но с высоким качеством. Ученики успешно копируют работы мастера. Необходимо как можно больше действий в нужном направлении и практики – это большой труд. Способными могут быть многие, но не многие минуют эту ступень развития.

На этой ступени останавливаются те, кому не свойственно трудолюбие и упорство. Так же, на этой ступени может настичь и переутомление и потеря мотивации, когда ребёнка слишком сильно принуждают. Разумный баланс между отдыхом и трудом, хороший наставник, поддержка (а не давление) родителей откроют переход на следующую ступень лестницы – одарённость.

Одарённость проявляется как в высокой степени развития конкретных способностей, так и в уникальном сочетании способностей. Начинает раскрываться уникальность человека, которую мы называем одарённостью.

Не стоит путать одарённость и переученность.  Одарённость присутствует у того, кто использует свой собственный, уникальный, творческий подход. На этой ступени человек начинает искать новые пути к решению сложных задач, к познанию мира, формированию образов и смыслов, музыкальных произведений. Такой человек получает наилучшие результаты в своей сфере деятельности, чем остальные. Он вырабатывает свой стиль, свой путь.

Но и на этой ступени часто останавливаются в развитии люди. Есть две серьёзные причины для такой остановки.

Первая причина – необходимо приложить очень много труда и времени, чтобы перейти ещё выше. Иногда необходимо сосредоточиться в одном направлении, что иногда связано с лишениями в других. Это возможно только тогда, когда тебе очень интересно то, чем ты занимаешься. При этом, вполне вероятно, что талант не сразу будет востребован, не сразу придёт признание. А страх перед тяготами и лишениями заставляет выбрать менее страшный, но более обыденный путь.  Лучше синица в руках, чем журавль в небе?

Вторая причина — для развития одарённости необходима дружественная, развивающая среда, так как с этой ступени человек начинает выделяться на фоне окружения. Выделяющихся как в человеческом обществе, так и в животном мире не любят. Понятие «белая ворона» знает каждый, а кто-то почувствовал на себе. Причина, почему люди останавливаются в развитии именно на этой ступени — они не хотят выделяться. Если среда (родные, близкие, твой круг общения и друзья) не поддерживает – человек останавливается.

Не многие, к сожалению, минуют эту ступень и переходят на следующую — талант. Талант – яркая индивидуальность в творчестве, науке, культуре с наличием признанных экспертами достижений. Первое признание и первый успех. Талант заявляет о себе, он заметен, он ярко выделяется на фоне других.

Но талантливость идёт бок о бок не только с признанием, но и сопротивлением человеческой среды. Зависть, ревность, прямое противодействие – то, к чему надо быть готовым талантливому человеку. 

В этом смысле четверостишье Льва Озерова звучит убедительно:

 «Пренебрегая словесами,

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать,

Бездарности пробьются сами.» 

У талантливого человека появляются поклонники и почитатели. Именно на этой ступени может настичь человека «звёздная болезнь» — яркое проявление гордыни, которое как яд разъедает человека изнутри. На примере биографий многих талантливых людей, мы видим, что вместо творческой, упорной работы, человек может погрязнуть в интригах, скандалах, пороках и праздности.

И, наконец, высший уровень таланта, восхождение на новую ступень – когда создаются новые технологии, создаются уникальные произведения, изобретаются новые машины и механизмы, совершаются открытия, возникают новые идеи, понятия, образы и смыслы, и результат признан обществом. Эта ступень – гениальность.

Гений – развивает свой потенциал до уровня, когда выходит за пределы познанного человечеством. Гений создает то, что никто до него не создавал. Часто, результаты работы гения не понятны и не признаны современниками, а оценить по достоинству их могут только потомки. Вклад гения в культуру может быть настолько существенным, что меняет ценности и смыслы всего человечества.

Даже не зная, есть ли у малыша потенциал гения или нет его – стратегию на максимальное развитие каждого ребёнка человечеству необходимо внедрять. С точки зрения развития человечества. С точки зрения решения глобальных задач. Об этом в книге «Найти призвание. Влияние наследственности»

авторомadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *