Процесс развития человека
Чтобы стать человеком, надо пройти сложный путь развития.
Одного факта рождения мало.
Рассмотрим развитие человека в рамках информационной модели в виде «яйца», состоящего из двух частей: нижней — фундаментальной (генетической) и верхней адаптационной (культурной) информационных составляющих человека.
Нижняя часть (половина яйца) – это информация, которая передаётся из поколения в поколение генетически. Когда человек рождается, его суть, его реакция проявляется исключительно в рефлексах и инстинктах. Эта же часть хранит информацию о задатках человека, его уникальности. Это потенциал, который необходимо раскрыть.
Верхняя часть приобретается в течении жизни в обществе, в социуме. Это умения и навыки, знания , которые даёт человеку культура. Она отвечает за разнообразие поведенческих реакций.
Культура человечества – это сумма результатов разумной, познавательной деятельности всех поколений людей и всех народов. Это накопленные знания, искусства, верования, законы, обычаи, умения, а также материальные и духовные ценности, макросоциальные установки, созданные человечеством за весь период развития. У дитя человеческого большой период детства именно потому, что он должен впитать в себя культурную информацию социума, чтобы стать человеком.
Сложность и богатство культуры определяют качество человека.
Только человеческому сообществу удалось перейти из области практических действий по выживанию (найти пищу и выжить) в область решения непрактичных задач – создания и накопления культуры.
С момента рождения человек познает окружающий мир сначала через прикосновения, звуки, запахи. Начинает адаптироваться к определённому «распорядку дня». Потом начинает распознавать лица людей. И чем дальше, тем всё больше ему нужно социальной информации, чтобы стать человеком.
Ходить прямо, говорить, читать и писать нас учат. Без знаний из социальной среды мы не станем людьми. Культурная информация накладывается на уже имеющуюся, генетическую информацию, как на фундамент. Объём культурной информации растёт по мере развития человечества.
Растёт и продолжительность «периода детства», когда ребёнок сначала развивается среди родителей, затем ходит в детский сад, затем в школу, после чего учится в институте и осваивает профессию.
Человек (его личность) формируется в социальной среде и только в период детства. На примере детей с «синдромом Маугли» видно, что время для формирования достойного представителя человеческого общества ограничено.
Большинство случаев обучения малышей вне человеческого общества нам говорят о том, что данные дети нормальными членами общества никогда не станут!
Но! Есть исключения…
Зафиксированы случаи, когда детей, воспитанных животными, проживавших в природе долгое время, удалось вернуть в общество.
Отрывок из книги » Найти призвание. Влияние наследственности. «